При строительстве дома и обустройстве участка часто возникает задача заливки бетонной плиты. Несмотря на кажущуюся масштабность, это довольно простое дело.
Рассмотрим заливку бетонной плиты, которую, например, будем использовать в качестве площадки для стоянки автомобиля. Для этой цели вполне достаточно плиты размером 7-8 на 4-5 метров.
На первом этапе следует подготовить место под будущую плиту. Вариант подготовки зависит от структуры грунта. Считайте, что вам повезло, если грунт песчаный. Однако рассмотрим вариант глинистого грунта, склонного к набуханию от воды. Это обстоятельство может оказаться роковым для будущей плиты.
Убираем верхнюю часть грунта, его плодородный слой, который наверняка сгодится в хозяйстве. Затем роем яму глубиной не менее 30 см., чем глубже, тем лучше. Впрочем, тут не надо проявлять упорный фанатизм, ведь эту яму предстоит заполнить песком и гравием, которые стоят немало.
Если у вас есть строительный мусор, например, битый кирпич, куски бетона и тому подобное, то этот материал вполне можно использовать при подготовке площадки к бетонированию. Ровным слоем, толщиной 10 - 15 - 20 см., распределите по дну ямы строительный мусор, гравий, камни. Это можно сделать обычными садовыми граблями, но не теми веерными, которые служат для сгребания сухой или скошенной травы. Толщина слоя забутовки зависит от глубины ямы, рассчитывайте так, чтобы будущая плита возвышалась над уровнем земли на 10 см.
Следующей работой будет засыпание сделанной забутовки обычным песком. Песок насыпьте так, чтобы он был выше уровня забутовки примерно на 5 см. После этого обильно полейте песок водой и подсыпьте места провалов. Между камнями, гравием и строительным боем обязательно будут пустоты, которые должны заполниться песком благодаря воде. В конце этого этапа работ обязательно утрамбуйте песок с помощью любой трамбовки. Это может быть обрезок толстой доски с прибитой длинной ручкой.
Настало время делать опалубку для будущей плиты. Для наших целей – площадка под стоянку легкового автомобиля – вполне достаточна плита толщиной 10 см. Поэтому берем доски шириной 10 см и толщиной 2,5 см. – вполне достаточно для этой задачи. Установить опалубку можно различными способами, для такой низкой я советую прибить к доскам колышки, 30-40 см, и аккуратно установить эту конструкцию по периметру будущей плиты. Опалубку советую устанавливать строго по уровню.
Наша площадка имеет площадь около 40 кв.м., поэтому ее следует разделить на более мелкие участки с помощью компенсационных швов. Благодаря такому разделению можно избежать разрывания плиты при подвижке грунта, особенно весной. В качестве материала для швов можно использовать обычные доски, которые пошли на опалубку. Сейчас часто применяют пластиковые доски, толщиной около 1 см. Говорят, что эти доски можно оставить в толще плиты после заливки. У себя на площадке я тоже оставил доски, но деревянные. Прошло уже 7 лет, и я не наблюдаю каких-либо негативных признаков.
Разделительные доски также следует установить по уровню, это поможет потом в выравнивании поверхности плиты. Место установки разделительных досок зависит от конфигурации и размеров плиты, рекомендуется, чтобы получаемые участки имели площадь порядка 12-15 кв.м.
В получившиеся сегменты плиты надо уложить дорожную сетку. Это металлическая решетка, сваренная из проволоки 5-6 мм и имеющая ячейки размером 10 х 10 см. Если карты сетки, так называют отдельную секцию решетки, не хватает на перекрытие площади сегмента плиты, то следует уложить несколько карт с перехлестом не менее 10-15 см. Карты лучше связать между собой вязальной проволокой. Еще один совет – карты решетки следует укладывать на подставки из камней или кусочков плитки, чтобы до забутовки было не менее 3 см. Этим самым металлическая арматура будет защищена от ржавления слоем бетона.
Если есть желание и возможность, то перед укладкой арматурной решетки застелите подготовленное основание плиты обычной полиэтиленовой пленкой. Благодаря ей цементное молоко из бетонной смести не будет впитываться в песок и качество готовой плиты окажется выше.
Вот и все, подготовительный этап завершен. Можно приступать непосредственно к бетонировании. Рекомендую для такой большой площади заказать бетон на заводе. Этим самым вы сэкономите массу времени. Думаю, все учились в школе и без труда способны подсчитать необходимый объем бетона. Для нашей площадки потребуется 4 куб.м. бетонной смеси.
Перед прибытием бетоновоза смочите доски опалубки водой, этим самым вы предотвратите вытягивание древесиной воды из раствора. Это можно не делать, если края полиэтиленовой пленки вы завели на стенки опалубки.
После выгрузки бетонного раствора его надо распределить по площади будущей плиты и хорошенько утрамбовать. Затем надо взять деревянную рейку достаточной длины и разгладить поверхность бетона. Для этого положите рейку на верх досок опалубки, используя их как направляющие, и перемещая рейку вправо-влево, тяните ее на себя. Сложного в этом ничего нет и буквально через минуту вы поймете как правильно это сделать. На поверхности бетона появится цементное молоко. В этом нет ничего страшного. После выравнивания поверхности и ее легкого подсыхания рекомендую с помощью сита посыпать бетон обычным цементом и затем загладить его с помощью строительного мастерка. Это так называемое железнение бетона, которое повышает его влагостойкость и укрепляет поверхность.
После схватывания бетона (обычно на следующий день), плиту рекомендуется поливать водой. Если плита находится на солнцепеке, то самым правильным будет ее укрывание мешковиной и регулярное поливание водой. Делайте это 3-4 дня.
Ваша плита готова, но ставить на нее автомобиль следует не ранее, чем через пару недель, так как нормативный срок набирания бетоном прочности составляет 28 дней.